В Белгороде с 2009 года официально зарегистрирован приход Святых апостолов Петра и Павла римско-католической церкви. Сама же община сформировалась задолго до этого, но о ней мало кто знает.
Прихожан в белгородской католической церкви не так уж и много в сравнении с православными, мусульманскими или протестантскими организациями. Однако верующие несколько раз в месяц приходят на службу, которую для них проводят священники из Воронежа.
Управляет делами прихода Елена Гудима: она приехала в Белгород в конце 90-х, а нашла единомышленников в 2001 году. Когда-то она была учителем начальных классов, затем служила в армии, а сейчас работает администратором в салоне красоты.
Корреспондент Go31.ru Игорь Ермоленко поговорил с Еленой Гудимой о жизни католиков в Белгороде, здании, где когда-то располагался костёл и сравнениях с православной церковью.
Много ли в Белгороде католиков?
Католиков довольно много, если следовать из того, сколько людей прошло через наш приход. Кто-то из них остался, кто-то ушёл.
А где находится церковь?
У нас своего здания нет, мы арендуем помещение: каждый раз новое. Службы у нас бывают по два раза в месяц — это в хорошем случае. В плохом — раз в месяц.
И много людей посещают службу?
От разного зависит. Если это какой-то торжественный случай, например, Рождество, то народу собирается много. Около ста человек бывает. У нас ведь много студентов, это выходцы из Африки или Латинской Америки, из католических стран.
Давно ли вы приняли католичество?
По рождению, это воля моих родителей. Я из западной Белоруссии, когда-то это была территория Польши, которая отошла в 1939 году Советскому Союзу. Предки мои были поляки — с папиной стороны. Там я жила, меня в два месяца покрестили в костёле.
Мой папа католик, а мама православная, поэтому в семье были и те, и те. Тоже самое и в моей нынешней семье. Богу, видимо, надоело, что люди делятся на православных и католиков, поэтому он взял и перемешал всё.
В Белгороде тоже есть костёл. После развала Союза здание передали в ведение РПЦ.
Знаем, да. Находится костёл на бывшей улице Литвинова (сейчас Белгородский проспект, прим. ред.). Очень интересная история у него, мы долго искали документы. Но, к сожалению, нашлось только несколько листочков в петербургском архиве.
Это несколько протоколов с приходских собраний и всё. Никакого юридического права требовать костёл у нас нет. То, что он принадлежал римско-католическому приходу — это да. И архитектура это тоже напоминает.
У нас большинство исповедуют православие, есть мечеть и очень много протестантских церквей. Найти их очень просто, даже в интернете. С вами было не так легко.
А как вы нас нашли?
В интернет-версии одной газеты прочитал короткое интервью с Оксаной Баклинской (раньше была управляющей делами прихода, прим. ред.). Узнал телефон, созвонился, и потом она дала ваш номер. То есть найти было довольно непросто. Как обычным людям искать приход?
Человек может прийти в любой костёл в Москве, Орле, Курске, Харькове. Куда бы он не зашёл, контакты мои везде есть.
А как вообще устроена структура католической церкви в России?
У нас есть епископ, он живёт в Саратове. Россия поделена на епархии. Есть южная — наша, есть сибирская епархия, находится в Иркутске и московская. Территории здесь большие, священники должны быть связаны между собой. Управляется всё из Москвы, а в Белгород священники приезжают из Воронежа, каждый раз мы их приглашаем.
За счёт чего вы живёте? Пожертвования?
Да, мы существуем за счёт пожертвований.
Многие ваши прихожане — студенты-иностранцы. Как преодолевается языковой барьер?
Сначала они разговаривают на жестах. Потом учат молитвы на русском языке, естественно словарный запас начинает увеличиваться, и они начинают говорить на русском. И многие ребята, приходящие на службу, признавались, что намного быстрее адаптировались благодаря этому общению в сравнении с другими сокурсниками.
Есть и те иностранцы, кто, приезжая в Россию, перестаёт ходить на службу, отдаляется от церкви. Таких очень много, это выбор каждого человека.
Приходилось ли вам взаимодействовать с властью или РПЦ?
С Русской православной церковью нет, а вот со светской властью взаимодействуем постоянно. Мы встречаемся, отчитываемся в Минюст. Каждый год, как положено. Налоговая, пенсионный фонд. То, что государством положено, мы должны соблюдать. Нас контролируют, но так должно быть.
Мы писали о наших местных мусульманах — они как раз взаимодействуют с РПЦ, проводят какие-то межконфессиональные мероприятия.
Это важно, и это всё есть, но в других городах. В Белгороде приход маленький. У нас нет своего помещения, постоянного священника.
Скоро у вас рождество. Как празднуете?
Когда я была ребёнком и жила с родителями, у нас очень чисто убирался дом. Папа приносил ёлку, мы наряжали её всей семьёй. Потом готовили блюда на стол. Это было 23 числа, если что-то не успевали, заканчивали 24-го декабря.
Потом бабушка уходила в костёл и приносила оттуда облатки. Это такой беленький плоский хлебушек. Обязательно зажигались свечи, а на стол ставились 12 разных блюд - любых, но только не мясных. Чаще рыбные. Мы читали молитву, благославлялся хлеб рождественский. Глава семьи — бабушка — делила принесённую облатку на всех членов семьи. Если кого-то не было, то кусочек облатки обязательно оставлялся.
В костёл у нас ходила только бабушка. Это Советский Союз, 70-е. Вообще, чудом было даже то, что у нас был этот хлеб. Не могу сказать, что нам не разрешали ходить, но это было нежелательно, и детей не отпускали. А бабушки ходили. У нас был костёл и рядом с ним православная церковь.
Хорошо, а как отмечается Пасха? Яйца красите, куличи печёте?
У нас яйца тоже красятся, но куличи не печём, у нас есть другая традиция. Мы на Пасху печём большие сдобные рулеты. И очень много делается мясных блюд.
А как проходят праздники в общине?
Если в городе есть костёл, на сочельник люди туда обязательно идут. На позднюю службу поются песни, колядки поздравительные. И на следующий день, 25-го, проходит рождественская служба.
Обязательно у костёла устанавливается вертеп (воспроизведение сцены Рождества Христова, прим. ред.). И в тех местах, где есть несколько костёлов, они соперничают между собой: у кого вертеп красивее. И люди на Рождество ходят из одного прихода в другой, чтобы посмотреть на эту красоту. Обязательно ставится ёлка.
Что касается Пасхи, то в Страстную неделю до четверга мы должны доделать все дела дома и сходить на исповедь. У православных четверг называется чистым, мы в этот день поздравляем своих священников. Потому что это люди, которые сказали Богу «Да», посвятили ему свою жизнь. У них нет своих семей, их дети — это приход. Они апостолы Иисусовы.
В четверг мы поздравляем священников. В костёле они выбирают 12 мужчин, которым омывают ноги. Так священники показывают, что служат нам.
В пятницу Иисуса распяли, у нас проходит служба, очень тихая. С субботы на воскресенье в большом костёле может быть поздняя месса, после полуночи провозглашается, что Христос воскрес.
А как нашли в Белгороде католиков?
Переехала сюда в 1999 году, а через два года познакомилась со своими. В 2001-м православная Пасха совпала с католической, муж отпустил меня в православный храм на всенощное бдение.
В какой-то момент решила пойти домой, тем более, по телевизору транслировалось из Москвы всенощное бдение. Я повернулась к алтарю и сказала: Господи, дай мне возможность молиться с католиками. И во вторник я уже была на службе в белгородском приходе.
Как?
Я позвонила подруге поздравить с Пасхой, а она мне говорит: «Ты знала, что у нас есть католики? У меня есть знакомая, которая ходит на встречи». Через некоторое время мне позвонила женщина, спрашивает, католичка ли я. Говорит, что служба будет во вторник.
Друзья и коллеги знают о вашей вере? Какие вопросы задают?
Сейчас уже ничего не спрашивают (смеётся). Звучали такие вопросы: «Мы христиане, а вы кто?». Или чем отличается православная церковь от католической.
И как вы отвечаете?
У нас имена разные: православные и католики. А фамилия одна — христиане. В догматы не буду сейчас углубляться, но обычно просто говорю: в православной церкви люди стоят, а у нас сидят. Ещё у нас служба более сокращённая. Молитвы одни и те же, Библия тоже. Мы в России читаем Библию православную — замечательный перевод.
Знаете, наши церкви разделились в 1054 году — и сейчас пришло время говорить не о том, что мы разные, а о том, что у нас много общего: мы все христиане.
Игорь Ермоленко, фото автора
www.go31.ru