В последние несколько недель тема аутизма не уходила из белгородской повестки. Психологи проводили тематические круглые столы, городские власти объявили о создании ресурсного класса, организации подкрашивали фасады зданий в синий цвет с помощью иллюминации, а дети и их родители запускали в небо синие шарики. 2 апреля во Всемирный день распространения информации об аутизме в выставочном зале «Родина» прошёл детский праздник, в котором участвовали артисты, дети и их родители – герои фотопроекта «Иллюминатор». Детский психолог Нина Шкилёва, вступавшая на празднике, написала для сайта Go31.ru текст, в котором советует не бояться детей с аутизмом, а научиться правильно с ними контактировать.
Мы настораживаемся, встречаясь с необычным. Это не зависит от возраста, уровня образования, характера. Это инстинктивная защитная реакция, роднящая нас с животными – то, что непонятно, может быть опасным.
Именно так мы можем реагировать, когда встречаем людей, не похожих на нас. Люди с аутизмом внешне никак не отличаются от остальных, но их особенности становятся заметны в общении. И только от нас зависит, перерастет ли первичная настороженность в страх и отвержение, или мы сможем принять особенности этих людей и помочь им чувствовать себя лучше.
Под словом «аутизм» понимают широкий круг расстройств, в медицине они называются «расстройства аутистического спектра» (РАС). Дети и взрослые с аутизмом имеют ряд особенностей. Самая главная и общая из них – им трудно общаться. Они плохо понимают социальные сигналы: интонации в речи, язык тела, шутки и образные выражения. У них может быть нарушена речь, даже отсутствовать полностью, но это вовсе не показатель их умственных способностей. Люди с РАС могут иметь очень высокий уровень интеллекта, обладать уникальными способностями, и это становится своего рода окошком для связи с внешним миром.
Другая аутистическая черта – повышенная чувствительность. Яркий свет, громкие звуки, запахи могут вызывать очень сильный дискомфорт. Для людей с аутизмом очень важны постоянство и порядок. Нарушение последовательности привычных действий, переставленные предметы, даже новая чашка – повод для сильной тревоги. Часто дети и взрослые с аутизмом вертят в руках какие-то предметы, или раскачиваются, или совершают другие повторяющиеся действия. Это помогает им успокаиваться.
В Белгороде разрабатывается образовательный проект для детей с расстройствами аутистического спектра. Это значит, что такие дети смогут учиться в обычных школах, вместе с другими детьми. То, что детям с аутизмом трудно общаться, вовсе не значит, что они этого не хотят. Дети с двигательными нарушениями не могут бегать, но очень хотели бы. «Особенным» детям очень важно общаться и быть в обществе, но им трудно, и в наших силах помочь им в этом.
Для того, чтобы обычный ребенок мог наладить общение с «особенным», нужно знать несколько правил.
1. Старайтесь говорить краткими и понятными фразами. Вместо того, чтобы сказать «пойдем гулять на улицу, там солнечная погода, будем качаться на качелях» скажите просто «пойдем на качели».
2. Говорите тихо и нейтрально. Помните о том, что громкие звуки могут раздражать, а интонации быть непонятными.
3. Если ребенок не говорит, можно использовать другие способы общения – письмо, рисование или специальные карточки, можно общаться с помощью жестов.
4. Не нужно прикасаться к «особому» ребёнку. Это тоже может быть очень неприятным для них.
5. Используйте интересы ребёнка. Дети с аутизмом часто имеют увлечения, через которые можно наладить с ними контакт. Всегда можно общаться с таким ребенком о том, что он любит.
6. И самое главное: будьте терпеливы. «Особый» ребёнок может не понимать, задавать много вопросов, или устать от общения, избегать контакта глаз. Просто помните об этом.
Обучение детей с аутизмом вместе с обычными детьми может вызывать протест у родителей. Кажется, что эти дети могут быть агрессивными и представлять опасность. Действительно, агрессия в ответ на тревогу может возникать. Но нужно помнить, что «плохое» поведение любого ребёнка – это лишь сигнал о том, что ребёнку плохо, и он не может справиться с этим иначе. Быть агрессивным и опасным в определённый момент может абсолютно любой ребёнок, независимо от диагнозов.
Есть определённые стереотипы воспитания. Создаётся впечатление, что «не такой как все» означает «плохой». Мы говорим своим детям: посмотри, все сидят тихо (съели ужин, получили пятёрки, не плачут…). Быть не похожим на других кажется неправильным. На самом деле мы все разные, никто не похож ни на кого в точности, даже близнецы. Важно понимать свою индивидуальность и учитывать особенности других, быть терпеливыми и принимающими. Именно этому учит нас аутизм, лучше понимать друг друга и самих себя.
Не говорите своему ребёнку - этот мальчик больной, у него аутизм. Скажите – смотри, мы все такие разные. Маша любит играть со своей куклой и петь. Антон много бегает и громко говорит. Оля часто расстраивается, но всегда поддержит друга. У Матвея плохо получается играть в футбол, но он отлично разбирается в математике. А Олегу трудно общаться и играть с другими, потому что у него аутизм. Давай поможем ему.
А какой ты? Что в тебе – особенного?
Нина Шкилёва, детский психолог. Фото Аллы Григорьевой
www.go31.ru