Сегодня: Четверг, 09 Июля 2020 года
Общество

Кляксы в будущее. Как на уроках абстрактной живописи развивали детское мышление

  •   Карина Светлова  •   go31.ru   •   9328
Кляксы в будущее. Как на уроках абстрактной живописи развивали детское мышление




В семейном интеграционно-коррекционном лагере «Парус мечты» прошли занятия для детей-инвалидов, организованные Фондом русского абстрактного искусства. Художник-абстракционист Владимир Курдюков показал детям с ограниченными возможностями технику рисунка, а они попробовали её воплотить. Итогом инклюзивного проекта станет выставка работ детей, которую продадут с молотка. 


Корреспондент Go31.ru понаблюдал, как особенные дети приобщаются к искусству и узнал, чем это может им помочь. 


«Рождественский» детский лагерь, в котором и проходили все мероприятия, находится в селе Безлюдовка недалеко от Шебекина. Несколько раз в год в нём собираются дети-инвалиды со своими родителями: помогает им в этом белгородская митрополия. В основном воспитанники лагеря имеют диагноз Детский церебральный паралич. 


Фонд русского абстрактного искусства (РАИ) во главе с Ольгой Усаковой запустил пилотный благотворительный проект, который решили опробовать на этом лагере. Суть его в том, чтобы дети с ограниченными возможностями могли создать самобытные произведения искусства, не похожие на традиционные рисунки. 


«Если человек не может держать кисть руками, ему будет крайне трудно создать традиционное произведение, написать пейзаж или натюрморт. Но он может свободно работать с абстрактными образами. [...] Учёные считают, что у детей с ограниченными возможностями в процессе творчества задействуются дополнительные участки мозга, реализуя некую компенсаторную функцию», — говорится в программе проекта.


Кляксы в будущее. Как на уроках абстрактной живописи развивали детское мышление


Художник Владимир Курдюков. Фото Игоря Ермоленко 


Художник-абстракционист Владимир Курдюков уже помог одному ребёнку с ДЦП войти в нормальную жизнь: когда-то такой диагноз поставили его сыну Никите. Занятия с ребёнком абстрактной живописью помогли ему поступить в Академию художеств в Мюнхене, а затем и окончить её. Сейчас Никита — участник многочисленных выставок в России, Европе и Америке. 


Во дворе лагеря организаторы выставили длинный стол под навесом, за ним расселись дети: кто-то сам, кто-то с родителями. Перед ними чистые листы бумаги, баночки с гуашью и тарелки с водой. У каждого под рукой кисти, валики, тряпочки, губки: для абстрактной живописи подходят любые подручные средства, даже пальцы. 


— Итак, сейчас лето, но скоро наступит другое время года. Давайте его нарисуем, — начинает ведущий Курдюков, установив перед собой мольберт. — Жёлтые, красные, оранжевые — всё это цвета осени. 


Курдюков объясняет детям свои ассоциации и делает широкие мазки по бумаге. Получается что-то вроде неправильной радуги, которая у него называется осенью. Всё довольно просто: «рисунок делается на интуитивном уровне, не важно, что он означает, каждый его видит по-своему», — объясняет художник и передаёт эстафету детям. После долгого ожидания они, наконец, приступают к творчеству. 


Кляксы в будущее. Как на уроках абстрактной живописи развивали детское мышление


«Дети сами наполняют рисунок каким-то смыслом, который у каждого свой». Фото Игоря Ермоленко


В дальнем конце стола на скамье сидит мальчик лет двенадцати, зовут Ефим. Мама предлагает ему выбрать подходящий цвет, а Ефим поёт. 


— Какие у нас листья осенью? Правильно, жёлтые. Берем жёлтую краску. А куда они падают? Вниз, рисуем их внизу, — наставляет она.


— Назови меня тихо по имени, ключевой водой напои меня! — запевает Ефим под одобрительную улыбку матери. 


— А теперь травку нарисуем, зелёным цветом, — говорит она и макает кисть в банку гуашью. 


— О-о-о-о, на-на-на-на-на! Зеленогла-а-а-з-о-е-е такси-и-и! — продолжает мальчик. 


Как оказалось, Ефим ничего не видит, он незрячий ребёнок. Как выглядят цвета, ему сложно представить, но зато он может ассоциировать их с музыкой. Что именно получается на рисунке, он не видит. На листе — абстракция. 


Кляксы в будущее. Как на уроках абстрактной живописи развивали детское мышление


Мама помогает рисовать незрячему Ефиму. Фото Игоря Ермоленко


— Изобразить радость, печаль или другие эмоции очень трудно какими-то конкретными формами. Методика Владимира заключается в том, чтобы ребёнок через абстракцию мог как-то выразить свой внутренний мир. Техника очень подходит для этого. Дети просто берут краску и что-то рисуют — неважно что. А дальше они сами наполняют рисунок каким-то смыслом, который у каждого свой, — объясняет директор фонда РАИ АннаКарганова. 


— Эта методика помогает раскрыть мышление, — уточняет основатель фонда Ольга Усакова. 


Тем временем выставка картин юных художников уже начинает наполняться готовыми работами. Кляксы, капли краски, геометрические фигуры — на первый взгляд мазня превращается в современное искусство. Кто-то из детей по-привычке постарался не отходить от традиционных форм, есть и привычные глазу деревья, и корзины с фруктами. 


На противоположной стороне от Ефима сидит маленькая Варя, кисточку ей помогает держать мама Лариса. В лагерь они приехали уже не в первый раз. 


— Варя очень общительная, со всеми старается общаться, дружит. Если её одну где-то здесь оставить, можно не сомневаться: она к кому-то подойдёт и познакомиться. Ей очень нравится в лагере, она после первого посещения всё время спрашивает, когда поедем снова, — говорит Лариса и помогает провести дочери аккуратную линию краской. 


Кляксы в будущее. Как на уроках абстрактной живописи развивали детское мышление


Родители учат малышей держать в руках кисти. Фото Игоря Ермоленко


Под конец к мероприятию присоединился и сам митрополит Иоанн. Не просмотрев даже десятка рисунков, он пообещал выставить их в митрополии. Затем работы продадут на благотворительном аукционе, все собранные деньги с которого пойдут на поддержку детей с ДЦП. 


— Малышам будет полезно, родителям будет это полезно, а судьба у каждого может быть любая. В конце концов, Стивена Хокинга знает весь мир, а у человека только язык шевелится, — подвела итог Усакова. 
Пока гости и участники мероприятия делились впечатлениями, начинающий художник Ефим вышел на площадку с флейтой. Если живопись для него стала новым занятием, то музыкой он увлекается достаточно давно. Под аплодисменты


Ефим сыграл несколько композиций, а затем взял в руки аккордеон. Вальс, военные мелодии, гимны — уже два года мальчик с ДЦП осваивает этот музыкальный инструмент и достигает больших успехов. Может даже на фортепиано. 


— Мне двенадцать лет, — хвастается юный талант под аплодисменты и уходит в домик вместе с мамой. 


У ребят впереди ещё один день занятий с художником, а белгородцы смогут увидеть картины 26 августа.


Кляксы в будущее. Как на уроках абстрактной живописи развивали детское мышление


Работы юных художников. Фото Игоря Ермоленко






























Игорь Ермоленко

www.go31.ru





В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер.

В этой связи редакция временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Вместе с тем мы с уважением относимся к праву каждого читателя высказывать свое мнение, поэтому мы оставляем возможность обсуждения новостей в наших группах в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассниках, Google+ и Twitter.