Сегодня: Четверг, 09 Июля 2020 года
Культура

«Жесткие отношения и надежда на любовь». Театральный фестиваль показала молодого героя нашего времени

  •   Ильяс Горский  •   go31.ru   •   9050
«Жесткие отношения и надежда на любовь». Театральный фестиваль показала молодого героя нашего времени




Белгородская театральная публика на минувших выходных смогла во второй раз погрузиться в международный фестиваль «Наш кислород», который организовал независимый театр «Новая сцена-2» и его режиссёр Оксана Погребняк.


16 коллективов из России, Украины и Белоруссии привезли с собой спектакли по рассказам и пьесам современных драматургов и писателей, демонстрировали мастерство в читках и наблюдали за опытом своих коллег.


Фестиваль в стенах Центра народного творчества (ДК «Юбилейный») и на площадке белгородского театра «Спичка» успел получить множество отзывов от зрителей, журналистов и жюри. Вдыхала «Наш кислород 2.0» и редакция Go31.


Записаться на любой спектакль в два дня фестиваля было если не невозможно, то, по крайней мере, проблематично. Места на большинство вечерних постановок занимали заранее.


«Жесткие отношения и надежда на любовь». Театральный фестиваль показала молодого героя нашего времени


«Разговоры влюблённых...», Театр драмы и комедии, Нижний Новгород. Фото Антона Вергуна


Жюри предстояли сложные фестивальные выходные, их ждали три читки и восемь спектаклей в исполнении театров из Харькова, Тюмени, Астрахани, Бреста, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Москвы, Воронежа и Белгорода.  


Член жюри, главный редактор сетевого издания «Fonar.TV» Андрей Маслов уже во второй раз судит «Наш кислород». По его словам, он оценивал постановки с эмоциональной точки зрения, так как единственный из членов жюри не имеет профессионального отношения к театру.


 — Как и год назад, я освободил себя от всех дел на два дня, так как в театр надо погружаться с головой, — рассказал Андрей Маслов. — Некоторые вещи пробивали меня до слёз, заставляли по-другому посмотреть на какие-то вещи. Были и те, что не тронули. К примеру, постановка воронежских ребят «Anthropogen. Modernity» меня абсолютно не зацепила. Интересным показался текст пьесы, но как это было сделано — на уровне агитбригад, словно до меня пытались донести банальные вещи с посылом открытия какой-то истины. Мне сложно было высидеть, хотя коллеги пьесу защищали.


Воронежский «Anthropogen. Modernity» — спектакль с необычной конструкцией. Четыре героя в одном ряду, без какой бы то ни было очерёдности, быстро обмениваются короткими фразами, составляя общую картину о развитии человечества и вселенной. Сначала просто стоя, затем прыгая на гимнастических шарах, а после и вовсе в нервном и дёрганом танце. Эта симфония продолжается больше часа, каждый раз сменяя темп спора героев: половине зрителей она успевает наскучить, другие же до самого конца бегают глазами от одного артиста к другому — в зависимости от того, кто говорит в данную секунду.


«Жесткие отношения и надежда на любовь». Театральный фестиваль показала молодого героя нашего времени


«Dreams», студия «Луна», Тюмень. Фото Антона Вергуна


Кому-то спектакль мог показаться банальным скоростным чтением текста, тем не менее, нескончаемые аплодисменты и крики «браво» сказали всё за жюри и критиков.


Андрей Маслов выделил спектакль организаторов фестиваля театра «Новая сцена-2» «Города одиночества», который шёл вне конкурса.


 — Он очень силён, и воздействовал, судя по отзывам зрителей и коллег в жюри, не только на меня, — рассказал Андрей Маслов. — По своей журналистской профессии я часто пишу заметки о пропавших людях, которых ищут волонтёры и полиция. Этих случаев так много, что мы не интересуемся, почему этот человек ушёл, что с ним произошло, посмотреть на это с человеческой стороны.


Андрей Маслов отметил спектакль «Студии Project» из Москвы, хотя его оценка расходилась с мнением других членов жюри.


«Дочка» московского театра «Студия Project» — двойной моноспектакль по одноимённому рассказу Захара Прилепина и пьесе Екатерины Гузёмы «Вся правда о моём отце».


Первая дочка — супруга рассказчика. Она капризная и никогда не признаёт своей вины. Герой принимает это и решает, что настоящий мужчина должен всё прощать своей возлюбленной — и относиться к ней, как к дочери.


Вторая дочка — сама героиня. Она нежеланный ребёнок для своего отца, который хотел мальчика, а за девочку стал избивать жену. Несмотря на приставку «моно», играют в постановке двое. На стене артисты проецируют рисунки второго актёра, который делает их в одном темпе с сюжетной линией с рассказчицей.


Обе истории печальные, удручающие, безнадёжные. Философия героев странная и не сулит им ничего хорошего.


«Жесткие отношения и надежда на любовь». Театральный фестиваль показала молодого героя нашего времени


«Колыбельная Марселя Марсо», «Новая сцена-2», Белгород. Фото Аллы Григорьевой


На читку собственной пьесы «Колыбельная Марселя Марсо» из Екатеринбурга приехала драматург Мария Конторович. Автор пьесы рассказала Go31, что была в восторге от исполнения её произведения артисткой белгородской «Новой сцены-2». Пьеса была написана по заказу, но уже несколько раз ставилась в разных городах.


В итоге члены жюри сошлись в том, что достойной победы в фестивале стала постановка белорусского театра «Напротив» под названием «Билингвы».


— По форме «Билингва» — вербатим, вербальный спектакль, актёр его полностью выдержал и смог погрузить зрителя. Тема во многом филологическая, но затрагивает и проблемы соотносимости себя и культуры, в которой вырос, как люди восприняли отношение к национальному языку, хотя привыкли говорить по-русски. Несмотря на то, что часть монологов звучала на белорусском языке, работа звучала очень понятно и актуально. Ведь в белгороде похожая ситуация — в суржике смешались слова двух языков, русского и украинского.


По словам Андрея Маслова, жюри пытались понять, где актёр играет, а где — его личная гражданская позиция.


«Жесткие отношения и надежда на любовь». Театральный фестиваль показала молодого героя нашего времени


«Билингвы», актёрская компания «Напротив», Брест. Фото Антона Вергуна


Много дискуссий в жюри вызвал спектакль «Френдзона», в которой, по словам Андрея Маслова, подростки показаны такими, какие они есть.


«Френдзона» астраханского театра «Периферия» вывела на шквал эмоций зрителей в большом зале. История четырёх влюблённых подростков в исполнении молодых артистов звучала жёстко, искренне и вполне правдоподобно, а зрители всех возрастов узнавали в персонажах самих себя — безответно влюблённых, безнадёжно любимых, снедаемых страстью и ревностью. Два положительных героя, которым на протяжении двух часов сочувствуют зрители, в последние минуты меняются местами с отрицательными. И эта метаморфоза ещё раз показала — во всех нас одновременно живут и жертвы, и палачи, поэтому не стоит категорично судить о других, а стараться почаще смотреть на себя и последствия своих поступков со стороны.


Что касается постановки белгородской «Спички» «Собаки и люди», то жюри сошлось в том, что работы других участников фестиваля оказались сильнее.


«Жесткие отношения и надежда на любовь». Театральный фестиваль показала молодого героя нашего времени


«Френдзона», театр «Периферия», Астрахань. Фото Антона Вергуна


 — Мы увидели попытку синтеза музыки, поэзии и театра, но картина целиком не сложилась, — пояснил главред «Фонаря». — Но в любом случае с фестиваля я не ушёл пустым, я получил духовную пищу, это для меня самое важное.


Начальник отдела по связям с общественностью БГАДТ имени М.С. Щепкина и заместитель председателя белгородского отделения Союза театральных деятелей Наталья Почернина поделилась с Go31 своими впечатлениями о фестивале.


— У всех членов жюри свои предпочтения,  но в конце пришли к единому мнению, — рассказала Наталья Почернина. — Это было безумно полезно и интересно для меня — увидеть поиски молодого театра, то, что ещё не устоялось, это развивает театр и обогащает его. Я очень рада, что гран-при получил спектакль «Билингвы». В нём человек пытается себя понять, самому себе ответить на вопрос — «кто я?». Меня это привлекло и показалось очень важным.


«Жесткие отношения и надежда на любовь». Театральный фестиваль показала молодого героя нашего времени


«Френдзона», театр «Периферия», Астрахань. Фото Антона Вергуна


Наталью Почернину порадовала постановка москвичей «Центр памяти», «традиционная учебная работа, но вполне заслуживающая внимания и профессионального интереса». «Френдзона», по мнению члена жюри — совсем другая драматургия о сегодняшних подростках, остро-современная.


— Сниженная лексика, жёсткие отношения, но мне очень понравилось, что пьеса выводит к свету. Мне казалось, что в конце режиссёр немножечко переборщил, выпустив на сцену яркую массовку, может быть, ему стоило бы оставить зрителей наедине с героями, которые потерпели крах и всё же нашли друг друга.


По словам Натальи Почерниной, фестиваль «Наш кислород» помогает увидеть, какие темы волнуют современников, какой герой выходит на первый план.


— Искусство вообще не занимается счастливыми людьми, если в его жизни есть драма, поиск, тогда он интересен, — пояснила она. — Благодаря фестивалю я остро увидела проблему одиночества, поиска себя, разлада с жизнью. Но при этом человек надеется на спасение, свет, любовь.


По словам организатора фестиваля и режиссёра независимого театра «Новая сцена-2» Оксаны Погребняк, второй «Наш кислород» получился ярче и дался сложнее.


— Репертуар был намного разнообразнее, гораздо шире география, — рассказала Оксана Погребняк сайту Go31. — В жюри проходили настоящие дебаты, даже конфликты, с трудом пытались найти компромисс в оценках. Но споры были не только среди членов жюри, полярные мнения высказывали и зрители.


«Жесткие отношения и надежда на любовь». Театральный фестиваль показала молодого героя нашего времени


Режиссёр и организатор фестиваля Оксана Погребняк. Фото Аллы Григорьевой


Как призналась режиссёр «Новой сцены-2», в этом году и организация фестиваля далась театру тяжелей. Если в прошлом году «Наш кислород» проводился на грант, выигранный театром на форуме проектов «Таврида», то сегодня артисты делали его за свой счёт. По этой причине организация третьего фестиваля через год — под большим вопросом.


— Мы весь год играли спектакли, и все собранные деньги потратили на организацию фестиваля, — пояснила Оксана Погребняк. — Работая целый год ради двух дней — означает, не улучшать материальную базу своего театра. Проводить фестиваль — очень тяжело морально и физически, а в условиях отсутствия финансирования — ещё и технически.


Тем не менее, Оксана Погребняк призналась, что ей самой удалось посмотреть единственный спектакль фестиваля — «Билингвы» брестской актёрской компании «Напротив». И он, по её словам, её очень впечатлил.






























Мария Литвинова, Игорь Ермоленко

www.go31.ru





В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер.

В этой связи редакция временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Вместе с тем мы с уважением относимся к праву каждого читателя высказывать свое мнение, поэтому мы оставляем возможность обсуждения новостей в наших группах в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассниках, Google+ и Twitter.