Сегодня: Четверг, 09 Июля 2020 года
Общество

«Чего и следовало ожидать». Как в Белгороде выбирали депутатов в областную Думу шестого созыва

  •   Игорь Паньков  •   go31.ru   •   8894
«Чего и следовало ожидать». Как в Белгороде выбирали депутатов в областную Думу шестого созыва




В воскресенье, 13 сентября, в Белгородской области состоялись выборы в областную Думу шестого созыва. По предварительным итогам, в неё вошли кандидаты от четырёх парламентских партий и один самовыдвеженец. Две главных особенности этих выборов — низкая явка (по данным избиркома на 19.30 она составила 51,57 процента) и «Справедливая Россия» с третим результатом, обогнавшая ЛДПР.


Корреспондент Go31.ru поучаствовал в выборах не только как избиратель, но и как наблюдатель. С 7.30 и почти до полуночи он пробыл на участке УИК №222 и проверил, на сколько честно там идёт процедура голосования и подсчёта голосов.


«Как карта ляжет»


Наблюдать на участке в 38-м лицее меня и ещё одного белгородца Сергея Катырина пригласила кандидат в депутаты по шестому округу Настя Байбикова. Уже на месте, после знакомства, секретарь комиссии Ольга Бочарова провожает всех наблюдателей к столику, который впоследствие поможет нам только при составлении жалоб: его расположение не позволяет увидеть одновременно две урны для голосования. В итоге напротив урн для нас ставят скамейку.


«Чего и следовало ожидать». Как в Белгороде выбирали депутатов в областную Думу шестого созыва


Избиратели, пришедшие проголосовать рано утром. Фото Игоря Ермоленко


Первые два часа голосования почти ничего не происходит. Люди медленно, ещё не пробудившись ото сна, подходят взять два бюллетеня, поворачивают в зашторенную кабинку, а после проталкивают их в узкую щель урны. Некоторые спрашивают у членов комиссии, за кого им голосовать, но ответов не получают. Один дедушка, гордо натянувший на лоб кепку с символикой «Справедливой России», почему-то отдал свой голос «Единой России» и кандидату от неё. На самом деле, прозрачные урны, купленные избиркомом на эти выборы, практически полностью лишают людей права на тайну голосования: достаточно просто подойти к ней и взглянуть на галочки, если бюллетень упал лицом вверх. Как говорится: как карта ляжет.


«Кто они такие, эти кандидаты?»


Столкнуться с неоднозначным выбором избирателей нам придётся ещё не один раз. Ближе к десяти утра секретарь комиссии объявляет о наборе группы на голосование по домам. Вместе с молодым врачом Оксаной Павлюк и наблюдателем от «СР» Ксенией мы берём пачку бюллетеней, переносную урну и список голосующих: всего их на этом выезде 14, но проголосуют только девять.


Первую дверь открывает пенсионерка приклонных лет, хозяка дома с трудом передвигается по коридору, она инвалид II группы. В зале на стене у неё висит ковёр, в углу — икона, а за стеклом серванта пылится фотография внука.


— Молодые вы все такие, — приветствует она нас. — Да я этих кандидатов и знать не знаю. Кто они такие? Ну ладно, давайте ручку, проголосую за кого-нибудь.


Вооружившись очками, пенсионерка начинает вести пальцами по кандидатам. Не находя ни одной знакомой фамилии, она всё же просит у нас помощи, но получает отказ.


— Ну, пускай Щеглов будет, — расстраивается она.


С партиями немного полегче, женщина передвигает палец вниз по бюллетеню, зачитывая вслух названия. Доходит до КПРФ и объявляет:


— Я за коммунистов. Куда теперь их?


Просунуть бюллетени сквозь тонкую щель урны ей удаётся лишь после пяти-шести безуспешных попыток. Руки трясутся, не слушаются. Всем следующим «надомнымм» старикам мы определились помогать это делать, если у самих не получается.


«Чего и следовало ожидать». Как в Белгороде выбирали депутатов в областную Думу шестого созыва


Пенсионерка голосует у себя дома. Фото Игоря Ермоленко


Пожилой мужчина из соседнего подъезда, радостно открывший нам дверь, уже точно знает, за кого будет голосовать: Байбикова и КПРФ. Его сосед, крупный и седой 80-летний пенсионер, сидя на кухне перед телевизором, также уже знает, за кого.


— Патриоты России... нет, мы не патриоты, — бубнит себе под нос старик. — КПРФ тоже нет, они уже себя показали. Хм, Коммунисты России? А это ещё кто такие? Нет. О, Единая Россия, вот за них и проголосую, они хоть делом занимаются.


По точно такому же принципу он находит и кандидата. Пожалуй, это были последние старики, имеющие хоть какое-то представление о партиях. Все остальные выбирали примерно так: «О, женщина, можно и женщину поддержать» или «Партия Пенсионерова, я пенсионерка, значит, буду за них». Было ещё и такое «У этих сердечко нарисовано, за них галочку поставлю».


«Когда-нибудь это должно было случиться»


Обойдя девять избирателей, наша первая группа возвращается на участок, и через пять минут мы фиксируем нарушение: вторая группа принесла голос от избирателя, не внесённого в реестр выездных голосований. Секретарь и председатель пытаются надавить на жалось, мол, там дедушка старенький, очень проголосовать захотел, поймите. Но мы не понимаем, и Катырин составляет жалобу, которую подпишут три наблюдателя, а несколько других бросят на нас презрительные взгляды и обвинят в «бесчеловечности».


— Когда-нибудь это должно было случиться, — обращается к кому-то из вышестоящей инстанции по телефону председатель УИК Владимир Шеханин. — За все годы работы на нас впервые составили жалобу, и я, к сожалению, не имю опыта составления акта, подскажите мне, как оформляется шапка.


Рассматривают жалобу в течение нескольких минут и выносят решение удовлетворить её: члена комиссии ещё раз информируют о порядке выдачи бюллетеня избирателю. При этом секретарь комиссии переходит на повышенные тона.


— Вы понимаете, что девушку могут наказать из-за вашей жалобы? — начинает секретарь. — Вы что, совсем нелюди? Думаешь, всегда молодым будешь? Никогда не состаришься?


«Чего и следовало ожидать». Как в Белгороде выбирали депутатов в областную Думу шестого созыва


Избирательница выходит из кабинки для голосования. Фото Игоря Ермоленко


Через некоторое время мы предложим председателю сделку: позволим не вносить жалобу в итоговый протокол, но при условии, что больше не будет допущено ни одного нарушения. Больше на нашем участке за целый день не было ни одного серьёзного нарушения, а все мелочи исправлялись по первому же требованию. К завершению голосования даже диалог с секретарём получался очень доброжелательным.


День без тишины


Между тем, на втором округе первое серьёзное нарушение: некие активисты ходят по квартирам и агитируют голосовать за «Справедливую Россию», что в день выборов запрещено. Об этом в своём твиттере написала Анастасия Байбикова, а позже прикрепила ответ от избиркома: по факту незаконной агитации направлено заявление в полицию.


Через несколько минут после этого кандидат по шестому округу от Коммунистов России Андрей Федорченко придёт голосовать на свой участок, но обнаружит, что его нет в списках, и его добавят дополнительно. Ещё через какое-то время он воспомнит, что должен был быть в списке на 44-й позиции, и вернётся на участок с представителем избиркома.


— Мы посмотрели в основной список, я там действительно есть, — рассказал Федорченко. — Но там подписано, что я проголосовал на дому в 16.00, хотя я этого не делал. Мы написали жалобу.


На вопрос о том, посмотрел ли он в реестр выездных голосований, Федоренко ответил недоумевая:


— А что, надо было?


Теперь остаётся только догадываться, проголосовал ли кто-то за него на дому или нет.


«Чего и следовало ожидать». Как в Белгороде выбирали депутатов в областную Думу шестого созыва
Секретарь комиссии гасит неиспользованные бюллетени. Фото Игоря Ермоленко


«Чего и следовало ожидать»


После закрытия избирательного участка, наблюдатель Катырин даёт членам УИК понять, что нарушать очерёдность всех процедур у них не выйдет, даже вопреки тому, что «все хотят домой».


— Мы всегда так работаем и будем так работать, — громко заявляет кто-то из членов комиссии, и в дело вмешивается председатель, то и дело успокаивавший своих сотрудников, будто перейдя на сторону дотошного Катырина.


В итоге бюллетени Щеглова пришлось пересчитать пять раз, Байбиковой — столько же. При пересчётах нашли несколько «Байбиковских» бюллетеней у Щеглова и один испорченный у Байбиковой. Искали, вообще-то, пропавший бюллетень, но кажется, что уже множество раз сбились со счёта и безмолвно согласились на том, что хватит искать. Единоросс победил с перевесом почти в сотню голосов.


— Чего и следовало ожидать, — обрадовался наблюдатель Щеглова.


«Чего и следовало ожидать». Как в Белгороде выбирали депутатов в областную Думу шестого созыва


Председатель комиссии для подсчёта голосов вытаскивает из урны бюллетени. Фото Игоря Ермоленко


Через полчаса мы находим тот самый утерянный бюллетень в стопке партий. Наблюдатель от Щеглова впервые за день голосования проявляет себя хоть как-то и звонит в штаб сообщить о находке.


— Мы тут бюллетень нашли, он за шефа, что делать? — получает инструкции наблюдатель. — Жалобу написать, может? Ничего? Ну, ладно.






Игорь Ермоленко

www.go31.ru







В связи с событиями, происходящими в мире, многие комментарии приобретают всё более оскорбительный, а порой и вовсе экстремистский характер.

В этой связи редакция временно закрывает возможность комментирования на сайте.

Вместе с тем мы с уважением относимся к праву каждого читателя высказывать свое мнение, поэтому мы оставляем возможность обсуждения новостей в наших группах в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассниках, Google+ и Twitter.