В бывшем здании ныне расформированного шестого училища теперь располагается общежитие местного вуза, но живут там совсем не студенты. Комната на первом этаже привлекает внимание громким разговором двух сильно охрипших мужчин. Двери в комнату нет, она чуть задернута засаленной шторкой, а за ней то самые мужики выпивают водку и играют в нарды под шум новой серии «Улиц разбитых фонарей».
— Где здесь боксом занимаются, мужики?
— На автором этаже железная дверь, она там одна, не пропустишь, — и вдогонку, — третий раз на дню спрашивают! Надоели!
За железной дверью
С Александром Пятаковым, тренером по боксу из клуба «Энергия», мы познакомились за этой самой железной дверью, где скрывается небольших размеров спортзал. Маленькая площадка для разминки, стандартный ринг и даже небольшой балкончик для зрителей под потолком. Когда-то он и сам занимался в этом зале, еще в советские времена. Звездной карьеры боксера у кандидата в мастера спорта не сложилось, зато он уже много лет тренирует детей в родном зале.
Александр Пятаков на тренировке
— Мы к себе в клуб принимаем детей уже с десяти лет, у нас их около 70-ти занимается, — рассказывает Александр Пятаков. — Но если приходит и младший мальчик, и сразу видно, что крепкий, подтягивается, отжимается хорошо, то можем взять. Для самых маленьких у нас есть специальная группа здоровья.
Научиться стоять за себя
Один из таких ребят мне попадается по пути «на водопой» — иначе короткие перерывы во время тренировки и не назвать. Данное Школину десять лет. На секцию бокса родители отдали его два года назад. Мама, конечно, была против: хотела, чтобы ее сын занимался гимнастикой или плаванием, но пока Даня учится на пятерки и четверки, закрывает глаза.
— Я хочу быть сильным и выносливым, — размышляет о своем будущем юный боксер. — Хочу научиться стоять за себя, быть, как папа.
Недавно Даниил даже стал чемпионом первенства среди нескольких боксерских клубов. Вообще, настоящих чемпионов у «Энергии» пока не так много. Несколько лет назад здесь закончился затянувшийся двухлетний ремонт, а пока он шел, спортсменам приходилось мотаться из одного зала в другой. Многие такого ритма не выдерживали и уходили заниматься в другие школы.
— Ремонт здесь своими силами делал Николай Николаевич, это еще один тренер, а всего нас четверо, — с большим уважением рассказывает о своем коллеге и родном старшем брате тренер Пятаков. — Искал спонсоров, находил художников, многое делал здесь своими руками, мы помогалы. И вот, смотрите сами!
«Бокс – сам по себе штука страшная. А если еще и стены страшные?»
Сейчас зал действительно выглядит неплохо. Здесь есть душ, баня для спортсменов, стены и полы тоже выглядят симпатично, особенно если сравнивать с тем, что за железной дверью. Антураж создает и огромная на всю стену фотография двух дерущихся боксеров по рингу.
— Когда-то здесь была полная разруха. Полы во время тренировок просто дребезжали. Мы их переделывали, — поделился Николай Пятаков. — Когда ребенок приходит впервые заниматься боксом, он не должен испугаться зал. Иначе вообще больше не придет. Понимаете, сам бокс — штука страшная, а если еще и стены? Все желание отпадет.
Николай Пятаков руководит залом с начала двухтысячных. Когда-то он занимался здесь со своим младшим братом. Достиг уровня мастера спорта, выигрывал кубки первенства СССР, вошел даже в молодежную сборную Советского Союза. Потом, в 90-е, начал работать, поступил в педагогический институт, занимался бизнесом. Но спорт не бросал, всегда поддерживал физическую форму в своем зале. А в конце 90-х, в очередной раз придя на тренировку, не смог на нее попасть: зал оказался опечатанным.
— Я тогда выхожу во двор училища. Смотрю, там директор стоит. Закрывается, говорит, в зал, — вспоминает Пятаков-старший. — Денег нет, хочешь, отдам тебе ключи, оформляй все документы, будешь тренером, предложил мне тогда директор. Ну, я и согласился. Жалко такую школу бокса оставлять.
Отцы и дети
Как говорят тренеры, пока шел двухлетний ремонт, набирают молодежь в тех условиях было нельзя. Из-за этого есть небольшой возрастной провал среди спортсменов, но есть уже и те, кто выигрывал чемпионаты по боксу на всероссийском уровне.
— Смотри, какая техника, уже настоящий боксер вырисовывается. Недавно взял чемпионат Центрального федерального округа, — показывает на парня в синей футболке Юрий Никонов, отец 16-летнего боксера Вовы. — А вон второй, в желтое одет, Ванькой звать. Малой еще, но драться уже умеет. Я его отдал на бокс, когда ему было семь. Настоящим чемпионом будет.
Никонов, как и оба тренера, тоже занимался боксом в этом зале, еще в 80-е годы прошлого века. Старается чаще приходит на тренировки своих сыновей. Говорит, что немаловажная заслуга тренера — это дисциплина эго сыновей. И еще их уверенность на улице.
— Наблюдаю иногда за сыновьями во дворе, по глазам вижу — ничего не боятся. Настоящими мужиками растут, — хвастается он с улыбкой на лице. — Я и сам со старшим иногда на ринг выхожу здесь. До папки ему еще, правда, далеко.
С чемпионами без чемпионов
Через какие-то мгновения улыбка с лица Никонова пропадет. Эпоха Пятаковых и вторых тренеров в клубе «Энергия» может уйти. Власти хотят расформировать тренерский состав и отдать зал в школе олимпийского резерва. Пятакову Николаю сказали: не воспитал чемпионов, тренерская работа неэффективна. Несмотря на то, что за последние десять лет клуб воспитал мастеров спорта России по боксу, победителей и призеров Кубка мира, первенств России и Европы: Аргунова, Захарова, Запирова, Рагозина и многих других.
В ДЮСШОР №1 нам отказались комментировать ситуацию с расформированием тренерского состава клуба «Энергия», так как боксерский клуб эй не подведомствен. В областном управлении физкультуры и спорта за комментарием нас отправили в школу олимпийского резерва. С нового учебного года тренерский состав не по своей воле и не по воле детей и родителей может уйти.
— Представь, сейчас твою девушку у тебя заберут и скажут: с другой будешь встречаться, — скаржиться мне отец боксеров Юрий Никонов, пока спортсмены переодеваются после тренировки. — Вот так и у пацанов с тренером.