1 сентября в силу вступило постановление Правительства РФ «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно ему, учреждения для сирот изменят принцип своей работы, и детские дома переформатируют в центрах развития и социализации ребенка. Заместитель губернатора Белгородской области, начальник департамента здравоохранения и соцзащиты Елена Батанова рассказала, что для Белгородской области ничего революционного в постановлении нет, и регион уже имеет опыт работы по новой системе.
Как есть?
Сегодня на территории Белгородской области действуют семь детских учреждений. Они рассчитаны на 250 детей, но по факту там проживает 160. По словам Елены Батановой, содержание сиротских учреждений обходятся бюджету более чем в сто миллионов рублей в год, примерно по 50 тысяч рублей в месяц на каждого воспитанника. К слову, на усыновленного ребенка белгородские родители получают чуть больше восьми тысяч рублей в месяц.
Если в детских домах области находятся дети школьного возраста, то малыши — в областном Доме ребенка. Из 110 детей, живущих там, только 26 сирот. Все остальные — так называемые временные дети, оставленные по заявлению родителей.
— Временные дети могут находиться там и полгода, и год, — добавила Батанова. — Если мама осталась без работы, что ей делать? У нее нет второго выхода, как отдать ребенка на государственное содержание, пока она не решит свои проблемы. Естественно, эти дети не попадают в базу данных.
Еще одна проблема с устройством детей в семьи, по мнению Елены Батановой, заключается в том, что закон запрещает разлучать братьев и сестер, а среди сирот много выходцев из многодетных семей. Для них единственная возможность получить семейное воспитание – оказаться в приемной семье. Сейчас в области работает порядка 300 таких семей.
— Но для нас является важным показателем возврат в биологическую семью, — отмечает Елена Батанова, — В прошлом году 19 детей вернулись к кровным родителям.
1219 белгородских сирот сегодня стоят на учете как нуждающиеся в жилье. В час для них выделяется примерно 200-250 квартир. Подростков ставят в очередь на жилье с 14 лет, и к своему полному совершеннолетию они вполне могут стать обладателями собственной квартиры.
Как будет?
По новому постановлению, дети должны воспитываться в небольших группах, а проживать в помещениях квартирного типа.
В группах могут объединять детей разных возрастов и состояния здоровья. Численность детей в такой группе не должна превышать восьми человек, а в возрасте до четырех лет — шести. По такому принципу в Белгородской области уже работают два детских дома — Старооскольский и Разуменский. Также в них организовано постинтернатное сопровождение.
Если раньше дети могли находиться в государственных учреждениях до 18 лет, то теперь для них определена новая планка — 23 года. Взрослые выпускники интернатных учреждений будут проживать отдельно, но под присмотром воспитателей.
— Сегодня при интернатных учреждениях области открыты семь социальных гостиниц, в которых проживает 39 бывших воспитанников детских домов, — рассказала Елена Батанова. — Это помогает их дальнейшей социализации.
Отныне учреждения для сирот смогут напрямую подбирать кандидатов на усыновления или опеку. Одна такая группа из 15 человек скоро начнет заниматься в Школе приемных родителей на базе детского дома «Южный». За время его существования в семьи было устроено 60 детей, ежегодно 10-15 воспитанников детского дома передаются на семейное воспитание.
— Количество выявленных сирот в области сокращается, это хорошо, — подвела итог Елена Батанова. — Но избавиться от этого явления в течение 5-10 лет вряд ли получится. Произойдет переформатирование детских домов, они будут напоминать скорее социальные гостиницы, чем казенные учреждения.
В Белгородской области воспитываются порядка двух тысяч несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Сведения о 348 детях находятся в федеральном банке данных. 178 детей передали в семьи в прошлом году.
Виктория Передерий, фото Марии Литвиновой
www.go31.ru