18 сентября в Белгородской области, как и в других регионах России, прошли выборы депутатов Госдумы. Интриги не случилось: белгородцы отдали предпочтение «Единой России», а в одномандатных округах выбрали Сергея Боженова и Андрея Скоча. При этом в Белгороде и Старом Осколе больше половины жителей остались дома, в итоге областная явка снизилась на 15% по сравнению с прошлыми выборами. Корреспондент Go31 Владимир Корнев увидел, как на участках и дома голосовали те, кто всё-таки решил исполнить свой гражданский долг.
***
БГТУ им. Шухова.
В прохладное утро у студенческого дворца культуры «Технолога» избирателей встречает концерт. Голосующих в ранний час мало, зато с минуты на минуту здесь должен появиться мэр. Константин Полежаев, как стало известно уже на участке, захотел проголосовать одним из первых в городе, хоть ему и предлагали более позднее время – в обед, например, всегда голосует губернатор. Но глава решил, что его первое серьёзное голосование на новом посту должно показать пример всем остальным горожанам.
В 9 утра в дворец культуры заходят Полежаев и глава горсовета Сергей Глаголев. Мэр признаётся, что голосовать для него всегда «волнительно» и протягивает паспорт девушке.
– Главное – сделать правильный выбор! – зачем-то напутствует она его.
– Всегда правильный (делаю), – уверяет её глава.
Проголосовав, он убеждается, что у наблюдателей всё в порядке и отправляется пить кофе с ректором БГТУ.
***
Королёва, 6.
– Я здесь, здесь! – кричит бабушка из комнаты, пока члены избирательной комиссии топчутся в прихожей.
К пожилой лежачей белгородке их не пускает внучка: говорит, что бабушка не в состоянии не то, что голосовать – мыслить не может трезво.
– Мы привыкшие. Если она может расписаться…
– Я же говорю, нет! Я могу кинуть сама в урну? – нервничает девушка.
– Нет, нам надо хотя бы посмотреть на неё, мы поможем в урну кинуть.
Но внучка наотрез отказывается. За стеной раздаётся новый крик. Голосование в этой квартире не состоится. В списке надомного голосования членов избиркома остаётся ещё шесть адресов.
***
Институт искусств и культуры.
К полудню здесь течёт спокойная жизнь. Наблюдатель от ЛДПР занят игрой в телефоне, рядом с ним скучает представитель КПРФ.
– А нас задвинули, – жалуется наблюдатель от «Единой России», показывая на своё место.
Стол представителей партии власти действительно оказался на несколько метров дальше, чем остальных наблюдателей. Зато здесь сидят сразу три девушки – две от ЕР и одна лично от Боженова.
– А в чём разница? – уточняю я.
– У меня меньше полномочий, чем у них, – отвечает представитель кандидата в депутаты Госдумы.
– А как вы стали представителем? Попросили?
– Да не попросили… Отправили, скорее, – признаётся она, пояснив, что работает в детском саду.
Председатель комиссии к этому моменту уже не слушает наш разговор – одна из пожилых избирательниц забыла очки? и председатель принялась искать для неё лупу, заготовленную для таких случаев на участке.
***
Королёва, 4.
Светлана Васильевна передвигается с трудом, говорит тоже – она частично парализована.
– Как радоваться то? Жить хочется, а не получается, – отвечает она на пожелания здоровья членов избиркома.
Выборы для неё – праздник: пять минут раз в несколько лет её окружают вниманием, следят за тем, чтобы правильно расписалась, поставила галочки в бюллетенях, сама отправила бюллетень в урну.
– Спасибо, что пришли! – несколько раз повторяет Светлана Васильевна на прощание и не закрывает дверь, пока не закрываются двери лифта.
***
Дубовое.
Здесь один за одним голосуют «випы», прописанные по соседству. Губернатор Евгений Савченко приезжает на участок со своей женой, депутатом облдумы Николаем Незнаковым и его женой на электромобиле, волейболист Сергей Тетюхин голосует в скромной кепке и джинсовой куртке.
Спикер облдумы Василий Потрясаев делает заявление – призывает белгородцев приходить на участки, а не «с дивана потом критиковать». В это же время в Губкине руководитель фракции ЛДПР Николай Гаврилов говорит, что «cмена власти сегодня в России приведет к развалу страны, но вместе тем власть надо контролировать», чем и собирается заниматься сам.
***
Ватутина, 23.
– Господи, лучше бы я не открывала, – сокрушается женщина.
Члены избирательной комиссии пришли к её дедушке. Ему 87 лет, он «адекватный, в политике разбирается, но утром терял сознание», поэтому внучка предлагает проголосовать за него. Зампредседателя избирательной комиссии сначала настаивает на том, что так нельзя, но затем решает спросить разрешения у наблюдателя, который ходит по квартирам вместе с ней для честности. Наблюдатель оказывается на лестничной площадке, поэтому ему приходится пересказывать суть проблемы.
– А есть какая-то справка, что дедушка инвалид? – пытается оправдать будущую процедуру наблюдатель.
– Да какая справка?! Или я расписываюсь, или идите, пожалуйста, отсюда, – кипятится женщина.
У дедушки спрашивают, за кого ставить галочку.
– Я за Путина, – отвечает он, смотря куда-то в пустоту.
– Ставьте, куда дедушка сказал, – говорит представитель избиркома.
Сопоставив ответ и графу в бюллетене, внучка отмечает «Единую Россию» и Сергея Боженова.
***
Посёлок Комсомольский Белгородского района.
Наблюдатель замечает, что в урне лежит аккуратная стопка бюллетеней и пишет жалобу. На информацию о предполагаемом вбросе приезжают депутат облдумы от КПРФ Анастасия Байбикова и зампредседателя облизбиркома Елена Лазарева.
Они изучают ситуацию, расходятся в оценках, а итог озвучивает председатель облизбиркома Николай Плетнёв – он уверяет, что бюллетени просто «наслоились» друг на друга, больше 3-4 бюллетеней вместе нельзя просунуть в прорезь урны, а других доказательств вброса нет. Жалоба отклоняется.
***
Королёва, 6.
Супругов Скиба члены избирательной комиссии застают за общением в Skype с родственниками. Дедушка и бабушка голосуют по очереди: оба сходу находят КПРФ и ставят размашистую галку напротив коммунистов, а вот с одномандатниками возникают проблемы.
– Это кто вообще все такие, деточки? – вопрошает избирательница.
Члены комиссии советуют не спеша ознакомиться с кандидатами, а сын предлагает не тратить время и голосовать за коммуниста.
– Родились с коммунистами, живём и умрём с коммунистами! – резюмирует выбор Иван Васильевич.
***
Томаровка.
Вечер. Член избирательной комиссии подбегает к урне со стопкой бюллетеней. В спешке женщина в платье пытается засунуть листовки внутрь, но урна не поддаётся.
– Девочки, быстро сюда! – зовёт коллег по участку женщина.
«Девочки» появляются не сразу, женщина повторяет просьбу: «Ну кто-то может ещё подойти, япона-мать? Что все сидят?».
После этого ей помогают со вбросом и всё снова становится спокойно. Но благодаря одному из наблюдателей, это видео поздно вечером видит весь рунет.
– Это чрезвычайное происшествие, серьёзное нарушение. Такого много лет не происходило в нашей области, – заявляет позже Николай Плетнёв, обещая отменить результаты выборов на участке.
***
Областной избирком.
По предварительным результатам выборов в Белгородской области, «Единая Россия» получает 54% голосов, КПРФ – 15%, ЛДПР – 13%, «Справедливая Россия» – 7%. В Белгороде за партию власти отдают голос 37% человек, КПРФ – почти 20%, ЛДПР – 17%, СР – 13%. Представлять интересы региона в Госдуме белгородцы доверяют Сергею Боженову (53,3%) и Андрею Скочу (73%).
Явка в Белгородской области составляет почти 60% – это на 15% меньше, чем в 2011 году. В Белгороде на участки приходят 47% – пять лет назад свой голос отдали на 20% больше горожан.
Владимир Корнев
www.go31.ru