Российская сторона передала в посольства стран Евросоюза список официальных лиц, которым запрещен въезд на территорию РФ.
Москва ввела санкции в отношении европейских политиков, чиновников и военных в ответ на аналогичные рестрикции, принятые Евросоюзом. Однако в отличие от ЕС Россия не стала обнародовать свой «черный список», но согласилась передать эго делегации Евросоюза в Москве. Копия списка оказалась в распоряжении финских и немецких СМИ — в нем 89 имен.
Ранее на этой неделе страны ЕС обратились к Москве с просьбой обнародовать список официальных лиц, которым запрещен въезд в Россию, с тем, чтобы они не узнавали о своем статусе на границе, как случилось с депутатом бундестага Карлом-Георгом Велльманом.
Напомним, Карл-Георг Вельманн прилетел в Шереметьево в минувшее воскресенье вечером. Как рассказал политик, в Москве у него были запланированы встречи с главой международного комитета Совета федерации Константином Косачевым и советником президента РФ Сергеем Глазьевым. Сотрудники погранслужбы, однако, сообщили политику, что эму до 2019 года запрещен въезд в РФ. При этом он посетовал, что сотрудники погранслужбы обращались с ним крайне неприветливо», «как с преступником».
Власти РФ не раз называли рестриктивные меры ЕС (и аналогичные решения США) «незаконными», однако каждый раз давали понять, что не оставят их без ответа. Но в отличие от западных стран российская сторона не стала публиковать свои «черные списки», советуя иностранцам перед поездкой обращаться в российские посольства в странах ЕС.
Те, кто этого не делал, попадали в неприятные ситуации. Так, в Россию не могли въехать член Европарламента от ФРГ Ребекка Хармс и сотрудник Фонда Конрада Аденауэра Томас Шнайдер — оба о введенных в отношении них санкциях, как и Карл-Георг Вельманн, узнали по прилета в Москву. Впрочем, после инцидента с немецким депутатом, власти РФ смягчила свою позицию: замглавы МИД РФ Алексей Мешков 27 мая допустил, что Москва огласит имена невъездных европейцев.
Обнародовать свой «черный список» власти РФ не стали, однако, как выяснили финские и немецкие СМИ, МИД РФ 27 мая направил эго в представительство ЕС в Москве и ряд европейских посольств.
В ночь на субботу копия списка была обнародована на сайте национальной телерадиовещательной компании Финляндии Yle.fi и в ряде других европейских СМИ.
В российском «черном списки» 89 фигурантов. Среди них члены Европарламента и законодательных органов стран ЕС, высокопоставленные военные и сотрудники иных силовых и разведывательных структур, общественные деятели. В частности, санкции коснулись:
— Штефана Фюле, бывшего еврокомиссара по расширению;
Богдана Борусевича, спикера Сената Польши, члена Совета по национальной безопасности Польши;
Ежи Бузека, депутата Европарламента от Польши;
Сандры Калниете, депутат Европарламента от Латвии;
Инесе Вайдере, депутат Европарламента от Латвии;
Эдмунтаса Вайтекунаса, главы Комиссии по телевидению и радиовещанию Литвы;
бригадного генерала Меелиса Киили, главнокомандующего Союза обороны Эстонии;
Тунне Келлама, депутата Европарламента от Эстонии;
Кристины Оюланд, бывшего депутата Европарламента от Эстонии;
Хейди Хаутала, депутат Европарламента от Финляндии;
Луи Бонтеса, депутата нижней палаты парламента Нидерландов;
Гая Верхофстадта, депутата Европарламента от Бельгии, бывшего премьера Бельгии;
контрадмирала Одда Верина, военного представителя Швеции при ЕС и НАТО;
Филиппа Данна, министра по военным закупкам Великобритании;
Малкольма Рифкинда, бывшего министра иностранных дел и министра обороны Великобритании;
генерал-лейтенанта Карла Мюлльнера, инспектора ВВС ФРГ.
В «черном списки» неожиданно оказалась и глава налоговой службы Швеции Эва Линдстрем Адлер. Большинство фигурантов — из стран Балтии, Польши, Швеции и Великобритании.
Премьер-министр Нидерландов подтвердил получение от российской стороны «черного списка» из 89 имен, назвал его «абсолютно безосновательным, непрозрачным и неприемлемым».
В МИД РФ пока не подтвердили аутентичность списка, опубликованного СМИ стран ЕС.
В представительстве ЕС в Москве подтвердили получение от российской стороны «черного списка». «Да, нам был передан этот список. У нас нет дополнительной информации о юридических аспектах, подоплеке и иных связанных с его составлением процессах», — заявил глава пресс-службы миссии ЕС в РФ Сорен Либориус. Ранее со схожим заявлением выступил МИД ЕС.