Белгородская область во второй раз приняла в своём небе чемпионат воздухоплавателей Центрального Федерального округа. 13 аэростатов по утрам и вечерам, начиная с 3-го августа, продолжают подниматься в воздух, а их пилоты — соревноваться в мастерстве. При этом маршрут полёта каждый раз остаётся сюрпризом даже для организаторов: направления воздушных потоков, вопреки любым прогнозам, узнают аккурат перед стартом. С заданиями для спортсменов то же самое: они получают их за несколько минут до вылета. Корреспондент Go31.ru забрался в корзину аэростата и понаблюдал за медленной, но очень напряжённой борьбой аэронавтов.
По автодороге Белгород-Шебекино не спеша движется колонна джипов. Пожалуй, в пять утра это единственные на трассе машины. Около Крутого Лога колонна сворачивает в поле: недавно здесь собрали урожай пшеницы, и теперь это отличное место для взлёта аэростатов. Воздухоплаватели, соответствуя профессии, плавно, будто летая, переминаются с ноги на ногу, потирая спросонья глаза. Через несколько минут около импровизированного штаба организаторы собирают пилотов и дают им задания. Ещё через какое-то время огромные полотнища поднимаются с земли и превращаются в большие воздушные шары.
Клуб Тринадцати
— Прыгайте! — громко объявляет пилот белого аэростата под номером 13, пытаясь перекричать шум от горелки, и наш экипаж из четырёх человек начинает набирать ход.
Даже отбросив суеверия, мысли о первом полёте в небо на «тринадцатом», слегка напугали. Когда нашу корзину отвязывают, она летит прямо в соседний аэростат, ещё не оторвавшийся от земли. Мои руки вцепились в борт корзины, зубы стискиваются, всё тело невольно напрягается. Мимо. И то ли чудо, то ли профессионализм пилота спасает нас от неминуемого столкновения.
Наш белый шар так и называется «Белый». 13-й номер экипажу присвоили за маленький опыт пилота Ивана Белых. Он оказался самым «молодым» среди участников, его стаж насчитывает всего несколько месяцев, а в соревнованиях он, вообще, участвует впервые. Представляет пилот команду из Тамбова. Пресс-атташе чемпионата Алина шутит про Ивана: Белых на «Белом» шаре пролетает над Белым городом
— Сколько высота? — повторяет он второму пилоту Сергею Коваленко через каждые несколько секунд. — 250? Что с курсом? Летим вон на ту посадку, а там запикируем и бросим маркер.
Бросить маркер — это первая задача всех пилотов. На навигаторах у каждого обозначена точка, куда нужно сбросить маленький мешочек на тряпичной ленте. Когда подлетаешь ближе, её видишь отчётливо своими глазами. Расстояние от центра точки, а вернее, креста, до упавшего мешочка фиксируется судьями.
Мы подлетаем совсем близко, снижаемся, и Ваня бросает свой маркер. «Отлично!», взвизгивает наш экипаж от радости, что попали прямо близко к центру, за семь метров. Но через пару часов окажется, что Ваня нарушил правила — бросать нельзя, и даже руку из корзины высовывать. Мешок должен «выпасть» из аэростата без дополнительных усилий. Нам прибавят 50 метров к имеющимся семи.
«Со штурманом мы познакомились в соцсети»
Наша цель — Белгородское водохранилище. Над ним кружат чайки, по воде лениво скользит утренний туман, а в гладком отражении рябят аэростаты. От романтического пейзажа наши с Алиной руки невольно тянутся к инстаграму.
Тем временем большой аэростат «Белгород» уходит куда-то в сторону сосновой рощи, хотя наша новая задача — пролететь над водой как можно большее расстояние. Любое попадание «на землю» — штрафные баллы. Скорее всего, «Белгород» просто запутался в воздушных потоках.
—Какая высота? Беру ещё пять, так скорость лучше! И давай по зигзагу ходить, точно не увильнём в сторону, — маневрируют в воздухе Ваня и Серёжа, понимая друг друга с полуслова, хотя вместе летают не так давно, всего несколько месяцев.
— Познакомились мы в соцсети, — рассказывает Ваня. — Я зимой летел на своём шаре с женой, потом опубликовал во «ВКонтакте» трек по карте. А какой-то парень заинтересовался, спросил «А суть в чём? Как можно ближе к дороге приземлиться?». Теперь мы одна команда, вместе летаем.
Круговорот аэростатов в регионах
Иван и Сергей летают вместе в окрестностях Тамбова. В отличие от развитой федерации воздухоплавания в Белгороде, там у них есть всего один единомышленник, который за год поднялся в небо всего два раза. Ваня же с аэростатом не может разлучиться.
— Я где-то в ноябре-декабре первый раз полетел, — вспоминает Ваня Белых, стараясь не отвлекаться от маршрута. — Тогда не было даже разрешительных документов, мне их месяца три делали. На свой страх и риск поднимался в небо, боялся, что транспортная прокуратура поймает.
Кстати, в отличие от пилота, «Белый» шар уже бывал в Белгороде. Предыдущий владелец из Воронежа здесь на нём поднимался.
Тамбовский пилот тебе товарищ
Если старт у нас получился достаточно резким, то над водохранилищем мы плыли, наверное, медленнее всех. Обогнал нас даже заблудившийся в соснах «Белгород». Всё дело в ветре. На одной высоте он может нести с высокой скоростью, а на другой, с низкой. Поймать нужную не так просто. Задание мы выполнили хорошо, из тринадцати оказались седьмыми. А свой лучший результат показали на следующем задании — пролетели над нужной точкой точнее большинства аэронавтов — третьи.
До следующего задания мы не добрались: закончилось время, не хватило пары считанных минут до нужного места, где предстояло сбросить маркер.
Признаюсь, болел я за Тамбов. Когда два часа стоишь в одной корзине с пилотами, не переживать за их результат просто не получится. Вокруг плывут аэростаты воздухоплавателей из разных городов страны, три из Белгорода. Но все они кажутся соперниками, даже земляки, а тамбовские — товарищами.